|
Форум о меконгских бобтейлах
"Сапфиры Меконга"
| |
|
7 июля - Иван - Купала - Праздник летнего солнцеворота
|
|
LN | Дата: Четверг, 07 Июля 2011, 13:46 | Сообщение # 1 |
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
| 7 июля - Иван - Купала - Праздник летнего солнцеворота Сегодня замечательная ночь! Сегодня небывалое сбывается, — Печаль и горе улетают прочь, И все мечты чудесно исполняются!
Сегодня – всем фантазиям простор! Сегодня можно славно веселиться: Перескочить, смеясь, через костер, Стремясь, причем, нигде не опалиться…
Все нынче рвется в сказку: конный, пеший, Свистит вдали разбойный соловей, Хохочет в чаще, подвывая, леший, Русалки в реку прыгают с ветвей…
Да, нынче тайна – за любым кустом, Ведь здесь когда-то , словно бы приснилось, Снегурочка, кружась перед костром, Чуть слышно вскрикнув, в ветер растворилась…
В подобный час, как и в былые годы, От всей души неплохо погадать! И под крылом ночного небосвода Водить, как наши предки, хороводы И даже клад, быть может, отыскать!
Волшебник, всем удачу обещающий, Наверно, мимо все-таки прошел! А папоротник, в полночь расцветающий, Пожалуй, вряд ли кто-нибудь нашел…
Клад признает удачливых и смелых, Идущих в бой сквозь истины и ложь, Конечно, клад найти – святое дело! Но как откроешь? Где его найдешь?
Ведь медлить здесь не следует нисколько! Тут все сомненья и смущенья – прочь! Ведь если клад отыскивать, то только Лишь вот в такую сказочную ночь!
И я ему стократно был бы рад! Я молча руку протянул. И что же… Кто скажет мне: я беден иль богат? Рассыпав темно-русый водопад, Со мною рядом ровно дышит «клад»… И вряд ли есть хоть что-нибудь дороже… Асадов
Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Людмила. Моя страница на форуме
|
|
| |
LN | Дата: Четверг, 07 Июля 2011, 13:46 | Сообщение # 2 |
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
| Слово "Купала" означает ярко-белый. Наверное, поэтому белый цветок называли купавой, и от этого же слова получилось другое - «кипень», «кипенный» то есть ослепительно белый. По тому, как к празднованию Ивана Купалы относилась церковь, можно судить по словам игумена Памфила, жившего в XVI веке: «Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмянется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гуденьем струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киваньем, и устами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляния, и ногам их скакание и топанье; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление». Церковь в этот день чтит христианского святого Иоанна Крестителя. Отец Иоанна Захария, был первосвященником Иерусалимского храма. Очень они с женой Елисаветой хотели ребёнка, но желанное дитя всё не появлялось, как ни молили они об этом денно и нощно Господа Бога. И вот однажды, как рассказывает предание, когда Захария читал в храме службу, ему явился Архангел Гавриил и произнёс: «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь его Иоанном. Он будет велик перед Господом и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей». Захария же вместо радости впал в сомнение, и за это был наказан молчанием. Заговорил первосвященник только после того, как у них с женой родился сын, которого назвали Иоанном, как и велел Архангел Гавриил. В зрелом возрасте он удалился в Иудейскую пустыню. Иоанн считается предвестником Иисуса Христа. Именно он выбрал знаком обновления крещение – омовение в воде, которое принял от Иоанна и сам Христос. Языческий же праздник Ивана Купала хоть и считается самым разгульным праздником в году, также является внешним проявлением очищения водой и огнём. Он приходится на день летнего солнцестояния, на вершину лета, когда природа наделена особой силой. Древнерусский Купала - праздник очень древний, скорее всего, основы его были заложены ещё в первобытной славянской общине. Хотя в памятниках древнерусской письменности упоминания о нём обнаружены лишь в XII веке. У древнего народа было божество Купало, олицетворяющее плодородие. В память об этом наши предки опоясывались поясами из цветов, на голову надевали венки. Славили Бога Солнца и супругу его, светоносную Заряду - красную девицу. До принятия христианства старики в этот день с помощью трения сухих палочек добывали «живой огонь» и разводили костры, ставя посередине костра шест с горящим колесом, символизирующим солнце. Был также обычай ставить заранее сломленную берёзу или черноклён. Дерево украшали венками и лентами. А под деревом ставили бога Купалу. В одних областях маленького, в других - под два метра ростом. Под деревом же ставили столы с кушаньями, и рассаживались за ними празднично одетые люди. Веселье продолжалось всю ночь. Существовал ряд обязательных ритуалов. Традиция требовала, чтобы в них участвовали все жители поселения или деревни. Один из основных обрядов связан с водой и символизирует солнечную свадьбу – купание солнца в воде. Купалу в старину называли чистоплотным и любовным. Утром в Иванов день люди шли купаться, но при купании нужно было соблюдать осторожность, так как на Иванов день ещё и именины водяного выпадают, а царь подводного мира не любит, когда нарушают его покой, и может устроить какую-либо каверзу, а то и совсем утащить в свой замок. Кроме купания в озёрах и реках было принято ещё и обливать всякого встречного. Для этого деревенские парни специально брали вёдра с водой и поджидали зазевавшихся односельчан и прохожих. А в некоторых областях парни врывались в избы, вытаскивали на улицу визжащих девушек и обливали их водой. Водили также хороводы, пели купальские песни и прыгали через костры, чтобы очиститься от болезней, сглаза и прочих неприятностей. Матери сжигали на кострах одежду болеющих детей, чтобы вместе с одеждой сжечь и саму болезнь. Парни и девушки прыгали, взявшись за руки, в надежде, что это принесёт им скорый счастливый брак. Те, у кого ещё не было пары, пытались её найти. Девушки опускали в воду венки из цветов и трав с зажжёнными свечами, а парни их вылавливали. Существовало поверье, что чей венок парень поймает, та и станет его женой. Роса на Иванов день наделялась целительной силой, её собирали при помощи скатертей. А девушки в эту ночь катались по росе голыми. Особой целебностью наделялись и собранные на Ивана Купалу травы. Считалось, что Рождество Иоанна Крестителя придаёт им волшебные силы. Перед тем как их употреблять, православные христиане приносили собранные травы в церковь к обедне для освящения. По древним поверьям в ночь на Ивана Купалу зацветает папоротник. Не думаю, что кто-нибудь когда-нибудь видел его цветок, но это не мешало каждый год немалому количеству смельчаков искать его в лесу. Люди верили, что тот, кому это удастся, будет наделён сверхъестественными возможностями. И клады ему откроются, и сердца самых недоступных красавиц покорятся. В ночь на Ивана Купалу не только люди не спят, но и вся нечистая сила активизируется. Русалки только и поджидают, когда красивые парни придут купаться на реку или озеро, чтобы очаровать их и увлечь с собой на дно. Старые люди против коварства водных прелестниц рекомендовали носить с собой полынь. В лесу в эту ночь леший балуется, так и норовит сбить с пути истинного и заманить в чащу непроходимую. К тому же и сами деревья разговаривают между собой, переходят с места на место. Беседуют также птицы и животные, и люди могут понять их речь. А ведьмы летят на Лысую гору. Туда им и дорога, но, вероятно, улетают не все ведьмы, некоторые остаются, чтобы напакостить людям, поэтому в старину на порог и подоконники клали жгучую крапиву, что препятствовала проникновению злыдней в жилище. Особо в этот день следовало стеречь лошадей, так как ведьмы могли их заездить до смерти. О том, что солнце на Иванов день играет, переливается всеми цветами радуги, ныряет в воду и вновь выныривает, писал ещё Симеон Полоцкий в XVII веке. Все желающие могут сами попробовать убедиться в этом. Иванов день связан также с большим количеством народных примет. Например: «На Ивана ночь звездная – много будет грибов», «Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться», «Ивановские дожди – лучше золотой горы». Конечно, мы не прыгаем через костры, не ищем в лесу цветок папоротника, но так или иначе мы связаны невидимыми нитями со своими предками и тоже любим солнце и воду. И каждый из нас может при желании превратить купальскую ночь в ночь любви и блаженства. Автор: Наталия Антонова
Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Людмила. Моя страница на форуме
|
|
| |
LN | Дата: Четверг, 07 Июля 2011, 13:46 | Сообщение # 3 |
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
| Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займётся подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (берёзку, вербу, черноклён) высотой в полторадва человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под де-ревце прилаживают изображение Ярилы - куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия - деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окра-шенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалёку от деревца два костра. Один, большой («Купалец»), высотой до четырёх ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдёт самое веселье. Другой костёр, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костёр погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под берёзкой, освящаются водой и огнём присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заме-нить (урядник, старейшина). Обережные травы и венки раздаются всем участникам. Праздник начинается около четырёх часов дня. Все выстраиваются вокруг берёзки. По рядам пускают братину - ковш с хмельным напитком. После читают любое из известных прославлений Ярилы. Вокруг деревца все уча-стники заводят хоровод, наигрывают в гудки, трещётки, бубны да колокольцы, запевают песни проводов Ярилы (обычно поют «Кострому»): «Во поле было во поле, Стояла берёза. Она ростом высока, Листом широка. Как под этой берёзой Лежал Кострома; Он убитый - не убитый, Да убрусом покрытый. Девица - красавица К нему подходила, Убрус открывала, В лице признавала: «Спишь ли, милый Кострома, Или чего чуешь? Твои кони вороные Во поле кочуют». Девица - красавица Водицу носила. Водицу носила, Дождичка просила: «Создай, Боже, дождя, Дождичка частого, Чтобы травоньку смочило, Остру косу притупило», Как за речкой, за рекой Кострома сено косит, Бросил свою косу Среди покосу.» После этих слов кто-либо из пляшущих внутри хоровода ненароком задевает чучело Ярилы и оно падает. Тут народ начинает кричать, что «Ярила» умер. Хоровод останавливается. Мужчины поднимают «Ярилу», тормошат его, стараясь разбудить. Девушки причитают: «Ой, Господи! Помер он, помер! Какой же он был хороший! Не встанет он больше! Ой, да как же нам расставаться с тобою? И что за жизнь, коли нет тебя! Приподнимись хоть на часочек!» Парни поднимают «Ярилу» и несут его вокруг деревца, пятясь задом наперёд, девушки неутешно плачут: «Батюшка Кострома, свет Ярила, На кого ты нас покинул! Закрылись твои ясны оченьки!» и т.д. Шествие доходит до погребального костра, поверх которого кладут «Ярилу». Костёр зажигают и, пока изо-бражение сгорает, Ярилу поминают, пьют медовый напиток за него, едят яства, говорят о его возрождении по весне. По другому правилу «Ярилу» не сжигают, а разламывают его изображение (глиняное) и бросают в реку; соломенные изображения Ярилы топят или зарывают в поле. Яства, лежавшие перед «Ярилой», употребляют на его поминках. Проводив весну, встречают красное лето. Все выстраиваются либо полукругом возле капища, либо вокруг берёзки. Волхв, встав перед Богами и подняв руки к небу, творит зачин: «Разыдись темно, Разгорись добро, Засверкай светло, Яри ясное, Солнце красное. Стани-стань доли, Яко Род вели. Стани-стань доли, С неба до земли.» (последние четыре строки произносятся трижды). А далее рекут: «Зашуми моря светлопеныя, Шелести дубы вековечныя, Засверкай мечи разудалыя, Расплодися землица бо ярая, Всполыми огню искрозарье. Да творите славу преогромную, Самому Купале Сварожичу!» Восклицают: «Гой!» Полностью о проведении праздника можно прочитат тут
Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Людмила. Моя страница на форуме
|
|
| |
LN | Дата: Четверг, 07 Июля 2011, 13:46 | Сообщение # 4 |
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
|
Описание эзотерических свойств папоротника.
Папоротник проявляет силу творчества человека в Новом времени. Помогает выйти из иллюзий старых представлений. Помогает человеку ощутить значимость настоящего момента, ощутить реальность жизни. В делах и бизнесе может помочь, если основной их составляющей станет духовность. Также может помочь в любви, если у человека отсутствует желание присвоить и получить. В семье помогает сохранять верность обоим партнерам. Проявляет у человека схематичное мышление, помогает избавиться от ментальных программ. Открывает путь к духовности. Женщинам помогает избавиться от искажений женской сути. Мужчинам помогает прийти к гармонии со своим я, избавится от дуальности мира. Наиболее сильно качества проявляет папоротник, растущий в естественных условиях.
Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Людмила. Моя страница на форуме
|
|
| |
LN | Дата: Четверг, 07 Июля 2011, 13:46 | Сообщение # 5 |
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
|
Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Людмила. Моя страница на форуме
|
|
| |
Ирина | Дата: Четверг, 07 Июля 2011, 13:46 | Сообщение # 6 |
Добрая фея форума
Группа: Модераторы
Сообщений: 3724
Петрозаводск
Статус: Отсутствую
|
Страничка моей Иночки!!!
Вчера был замечательный день! Сегодня еще лучше! Завтра будет просто отличный! Так и будем жить!
|
|
| |
Укуся | Дата: Четверг, 07 Июля 2011, 15:45 | Сообщение # 7 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 3180
Мурманск- Великий Новгород
Статус: Отсутствую
| С праздником!
Это на первого МЕКОНГА долго решаешься, а потом они как-то сами собой появляются...(с)
|
|
| |
Сегодня нас посетили: |
|
|
|
|