Форум о меконгских бобтейлах 
"Сапфиры Меконга"
Пятница, 19 Апреля 2024, 18:42



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь - Форум о Меконгских бобтейлах и Ко ] [ Регистрация ] [ Вход ]

Здравствуйте дорогие друзья и гости!
Мы рады приветствовать Вас на нашем форуме!

В полном объеме форум доступен только зарегистрированным пользователям

О породеНаши питомцыКотятаУход и разведениеСтатьи о породе
ВернисажКаталог племенных животныхЛитератураПодсказки
обновленная версия c 19.04.2015

     VFL.RU РадикалОпубликовать в своем блоге livejournal.com [Новые сообщения · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум о Меконгских бобтейлах и Ко » ... С кошкой по городам и странам. Репортажи. Отзывы. Справочники » - Великий Новгород » Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь
Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 14:54 | Сообщение # 1
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
ПАТРИАРХ НИКОН И ОСНОВАНИЕ ИВЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

Взору путешественника, не доезжая нескольких верст до г. Валдая от Санкт-Петербурга или Москвы, вдруг предстает величественное озеро с обширными островами, на которых зеленеют густые рощи, а между ними со всеми громадными и красивыми зданиями выказывается Иверский монастырь, со всех сторон имеющий вид весьма превосходный. От самого Валдая оный кажется, на плоском острове своем, как бы плавающим по озеру. Такая красота местоположения естественно производит приятное на нас впечатление, - такими словами описывали Иверский монастырь в середине прошлого века. Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь не принадлежит к числу древнейших обителей новгородской земли. Он был основан значительно позже большинства известных новгородских монастырей, но это не помешало ему стать одной из самых знаменитых святынь русской земли. Это место было избрано для основания новой обители митрополитом Новгородским, а впоследствии патриархом Никоном в середине XVII века.
Патриарх Никон - это целая эпоха важнейших и интереснейших решений, событий, начинаний, определивших во многом дальнейший ход истории и общественной жизни России. Жизнь и деятельность Никона поразительно многообразна. Каждая грань запечатлена в истории значительными и часто великими свершениями. Никон был необыкновенно талантлив: он прекрасно разбирался во всех тонкостях зодчества, о чем говорит строительство его монастырей - Иверского Валдайского и Воскресенского Новоиерусалимского. Он был знатоком и ценителем иконописи, пения и церковной службы, знал военное дело, обладал огромными по тому времени познаниями в области священной и гражданской истории, различных областей богословия, занимался медициной. Его библиотека была одним из лучших книжных собраний России XVII века. В ней были сочинения античных философов, творения святых отцов и учителей Церкви и разнообразная церковная литература. В его лице церковная власть достигла высшей степени.
Будущий патриарх родился в 1605 году в крестьянской семье в с. Вельдеманове Нижегородского края. Мирское его имя - Никита Минов. Мать Никиты, Мария, умерла, когда мальчик был совсем маленьким, и отец женился второй раз. Мачеха избивала пасынка, морила его холодом и голодом. «По желанию Никитину, паче же по Божию смирению, отец вдаде его научению грамоте Божественного писания». Мальчик проявил большие способности, старание и быстро научился «святых книг прочитанию». Вернувшись домой, он вскоре бежал в Макарьев Жслтово-дский монастырь близ Нижнего Новгорода, где стал послушником. Ему было назначено клиросное послушание. После дома монастырская жизнь не казалась ему тяжелой. Обманом вызванный из монастыря в родное село, Никита пережил смерть отца, бабушки и женился. Сначала он стал псаломщиком в одном из сел, а затем священником на том же приходе.
Через несколько лет Никита с семьей переселился в Москву. Здесь окончательно определился его дальнейший жизненный путь. Смерть троих детей подвигла его на выполнение «сердечного обета»: он уговорил жену уйти в московский Алексеевский монастырь, а сам отправился на Белое море в Анзерский скит Соловецкого монастыря и в 31 год принял монашество с именем Никона. Правила монашеской жизни в Анзерском скиту были очень строгими. Анзерский скит располагался на небольшом острове Белого моря в 20 км от Соловецкого монастыря. Кельи иноков находились на расстоянии трех километров одна от другой. В каждой келье жил только один монах. Братия сходилась в субботний вечер в церкви: служили вечерню, повечерье, утреню. В непрерывном бдении и молитвах проводили всю ночь до утра. Потом служили литургию, прощались и возвращались в свои кельи, в полное одиночество, на всю седмицу. Пища монахов была очень скудна: овощи и ягоды, выраставшие летом, и мука, жертвуемая из государевых запасов.
С благословения старца Елеазара монах Никон предался особым подвигам поста, молитвы и воздержания. Каждый день он прочитывал Псалтирь и совершал по тысяче земных поклонов с молитвой Иисусовой, сокращая время сна до предела. Он нес иерейское послушание в церкви скита. Не избежал он и искушения бесовских сил, однако вышел победителем в борьбе.
Но все-таки Никона на Анзере подстерегало страшное искушение, которого он сам не ожидал: конфликт со старцем Елеазаром из-за начала строительства новой церкви привел к уходу Никона. Он едва не утонул во время бури, переправляясь через Белое море на обычной лодке, и дал обет построить монастырь на месте своего чудесного спасения в Онежской губе. (Обет был исполнен впоследствии - Никон основал там Крестный монастырь.) С большим трудом он добрался до Кожеезерской пустыни и был принят в число ее братии. После смерти игумена братия упросила Никона стать настоятелем, и он был поставлен в Новгороде митрополитом Афонием в 1643 году. В 1646 году по монастырским нуждам ему пришлось ехать в Москву, и это определило его дальнейшую судьбу.
Прибыв в Москву, игумен Никон по обычаю того времени представился молодому царю Алексею Михайловичу. В это время царь и его духовник протоиерей Кремлевского Благовещенского собора Стефан Вонифатьев искали достойных и образованных представителей духовенства, которые могли бы стать участниками важных церковных преобразований, имевших политические цели. Алексей Михайлович (1645—1676) был искренне верующим человеком. Он очень любил богослужение, знал устав, сам читал и пел на клиросе. Авторитет духовных лиц был для царя непререкаем. У Алексея Михайловича была твердая убежденность в том, что русский царь является единственной в мире опорой Вселенского православия, законным наследником и продолжателем дела великих византийских императоров. Но греческие иерархи, приезжавшие в Россию, постоянно отмечали различные расхождения русских церковных чинов и обрядов с греческой богослужебной практикой. Отец Стефан убедил молодого царя в необходимости исправить русское богослужение в соответствии с греческим. Царю нужны были единомышленники и помощники в этом трудном деле. Никон сразу вызвал у него живой интерес: его глубокая молитвенность, природный ум, большой жизненный опыт, многолетний аскетический подвиг, большая начитанность, прекрасное знание Священного Писания, умение вести беседу - все это и другие качества вызывали восхищение. Понравился Никон и строгому ревнителю благочестия о. Стефану Вонифатьеву Решено было оставить Никона архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве.
В Новоспасском монастыре, где была родовая усыпальница Романовых, Никон развернул большое строительство и сам вникал во все работы. Был возведен новый величественный храм, новые кельи, окружная монастырская стена с башнями. Службы в монастыре проводились по всем правилам, что вызывало одобрение царя и возмущение многих придворных, которым приходилось выстаивать по три-четыре часа.
В 1649 году Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и занял одну из самых древних и почетных владычных кафедр России. В Новгороде он наводил порядки в чине и обрядах богослужения. Его проповеди привлекали в храмы множество народа. Он также прославился своей благотворительностью: в его митрополичьем доме была открыта «погребная палата», где в голодный период кормилось ежедневно от 100 до 300 и более человек.
Регулярно совершая поездки в Москву по желанию царя Алексея Михайловича, Никон обратил внимание на место, напоминавшее ему о суровой красоте Соловецкого Беломорья, где прошли первые годы его монашеской жизни. Решив построить на одном из островов Валдайского озера иноческую обитель, Никон рассказал о своем желании царю и получил одобрение и поддержку.

продолжение рассказа в конце этой темы


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 14:55 | Сообщение # 2
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую

Надвратная церковь свт. Филиппа митрополита Московского

Церковь Архистратига Божьего Михаила


Церковь эта каменная, находится на запад от собора над внутренними монастырскими воротами.
Построена в XVII веке.

В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных - царь Салимский Мельхиседек.

В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал.

К этой церкви с одной стороны примыкает Казначейский каменный двухэтажный корпус, постройки XVII века. К этому корпусу примыкает высокая каменная башня, с шатровым шестигранным верхом; называемая "Никоновскою", украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография.

С другой стороны к этой церкви примыкает двухэтажный каменный братский корпус, называемый "Никоновским", тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе, во время пребывая в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон.


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:07 | Сообщение # 3
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую



Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:10 | Сообщение # 4
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:13 | Сообщение # 5
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую

Поклонение иконе Иверской божьей матери

СКАЗАНИЕ О ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИВЕРСКОЙ

Император Константин на Горе Афонской, в то время, как шло просвещение Иверии св. Ниной, воздвиг три обители: первую - у Климентовой пристани, где пристал корабль Божией Матери, повелев обитель ту освятить в честь и память Успения Пресвятой Владычицы, вторую -на том месте, где благовествовала народу учение вечной жизни во Христе Спасителе Пречистая Приснодева, а третью - там, откуда отплыл с Царицей Небесной корабль, уносивший Ее на Кипр к Лазарю четверодневному. И населил Господь все те обители великим множеством иноков дивной подвижнической жизни: Гору Афонскую тем же императором Константином Великим повелено было звать Святой.
По времени пришел на Афон преподобный Афанасий, основатель Великой Лавры, и тогда же прибыл в жребий Царицы Небесной и Иоанн, истинный сосуд Духа Святого, родом из Иверии, родич царский и человек богатый, оставивший и знатность, и богатство, и светлые роскошные одежды ради убогой нищей рясы монаха и ради славы великого Афона и преподобного Афанасия. Подвизаясь добрым и спасительным подвигом вместе с Афанасием, как два друг друга любящие брата, узнал Иоанн, что в Византию прибыл для утверждения мира между царством Греческим и Иверским сын его Евфимий, и отправился сам туда же уговорить Евфимия вместе с собою уйти на Афон и предаться житию безмолвному, доброму житию монашескому под руководством Великого Афанасия, что и было достигнуто Иоанном - его истинною во Христе отеческой любовью. Евфимий преуспел в подвиге духовном и богословии на Афоне под водительством Афанасия в такой мере, что стал как бы новый Златоуст для родины своей Иверии, ради которой перевел все Божественное Писание с языка греческого на иверский.
Вскоре за Евфимием прибыл на Афон великий Торни-кий, военачальник Иверский, прославленный многими победами над врагами Иверской земли. И стал великий военачальник великим воином подвижнической рати на Горе Святой Афонской. Но не довелось Торникию долго пребывать на Афоне: угодно было Господу отозвать его постоять грудью за родную его Иверскую землю, за жребий Царицы Небесной. И было это так: в Иверии скончался царь Роман, а персы, народ безбожный, прослышав о его смерти, под началом некоего Склиара пошли войной на Иверию, завоевывая города и села, не встречая себе сопротивления, ибо царские сироты были малы, а царица-мать находилась в неутешной скорби от своей утраты. Узнав, однако, что персидское войско победоносно приближается к столице Иверии, она послала гонцов на Афон к Афанасию и Иоанну, родственнику своему, умоляя их прислать к ней на помощь Торникия. Не смея ослушаться святых, Торникий прибыл в Иверию к великой радости царицы, которая, показав ему своих сирот, сказала: "На твоей душе, честной отец, лежит жизнь этих сирот!" И внял Торникий плачу царицы и, взяв на себя начальство над войском, разбил наголову персов, перебил множество их войска: каких взял в плен, каких загнал внутрь страны их Персидской и с великой славой вернул надолго мир и спокойствие своей родине. Предложила ему царица много денег за эту победу, но отвечал ей Торникий: "Я, повелительница моя, оставил все свое Господа ради, мне ли теперь брать чужое? Но если повелит твоя царская милость, то создай монастырь на Горе Афонской, чтобы стоял он там на утешение и на молитву всему народу иверскому". И сотворила царица по слову Торникия.
Так создался монастырь Иверский на Святой Горе Афонской. Такова судьба и связь духовная между земными жребиями Царицы Небесной: первым - Ивериею, и вторым - Афоном Святым, молитвенником великим.
Установив, таким образом, духовную связь между Своими жребиями на земле, Царица Неба и земли пожелала даровать Иверону на Горе Афонской в закрепление этого союза и печать Свою Царственную с изображением лика Своего Пресвятого - Чудотворную икону Свою с Предвечным Младенцем на руках Своих Пречистых.
Среди мира Святой Христианской Церкви и тишины, наставшей после одоления духовных смут, возбужденных врагом-диаволом чрез подвластных ему и покорных его воле ересиархов: Ария, Нестория, Македония и других, - внезапно, попущением Божиим, создалась новая ересь - иконоборческая, сопровождавшаяся тяжкими гонениями на православных за почитание ими святых икон. Начавшись при иконоборце императоре греческом Льве Исавре, она продолжалась еще и при императоре Феофиле. Этот христоненавистник осудил на изгнание многих православных, подвергая их всяким мукам, повелевая износить из храмов все иконы и подвергать их уничтожению, посылая для того своих воинов по всем городам и селам. И до неба по всей стране Греческой поднимался в то время дым от икон, сожигаемых нечистыми руками иконоборцев, жалобный стон православных христиан, предаваемых на мучения за почитание икон.
В стране Никейской жила в это многобедственное время некая благочестивая православная христианка-вдова с единственным своим сыном. Была она добродетельна, очень богата и поставила церковь вблизи своего дома, а в ней - икону Богоматери, которую почитала выше всех своих сокровищ. Воины, посланные царем-иконоборцем по всей Греческой стране истреблять святые иконы, пришли и в дом этой христианки и, обыскивая все места, чрез окно увидели в храме и образ Пречистой.
- Давай нам скорей денег, - вскричали жене той нечестивцы, - или, творя царское повеление, умучим мы тебя всякими мучениями!
- Много дам я вам денег, - отвечала жена та, - но только утром: нет их у меня сейчас в доме моем.
Воины согласились ждать до утра, но один из них, уходя со всеми из храма, обернулся к образу и со злобой ударил копьем в лик Пречистой, и тотчас истекла из него кровь, как из живого лица.
Настала ночь. Вошла в храм с отроком своим та христианка и, преклонив колени, воздела руки к небу и, орошая землю слезами, молилась долго ко Господу. Затем, вставши, взяла со страхом и благоговением вместе с сыном святую икону, принесла ее на берег моря и опять стала молиться ей как Самой Богоматери: "Владычица и Госпожа мира! Благодатию Твоею имеешь Ты власть и силу как Матерь Бога Вышняго и над всеми созданиями Его владычествуешь: избавь нас от гнева царя беззаконного, а икону Свою - от воды!"
И с этой молитвой спустили мать с сыном святую икону в море, и - о чудо! - не плашмя упала икона, но кверху Пречистым ликом, и поплыла она, чудотворная, стоя на заход солнца, держа путь, ведомый Единому Богу и Матери Его Преблагословенной.
Помолились тут и поплакали мать с сыном, пока не скрылась из виду святая икона. И сказала со слезами горькими мать сыну своему единственному: "Чадо мое вожде-леннейшее! Да явится ныне желание наше и к Богу благочестие, а к святой иконе Богородичной благоговение! Я, чадо мое любезнейшее, - слабая женщина и не могу бежать в страну далекую: останусь я здесь и постараюсь укрыться в тайном месте, а если меня найдут воины злые царя нечестивого, то, Господь видит, готова я умереть за любовь к Богоматери. Ты же беги в страну Элладскую (Древняя Греция), чтобы не сотворили зла и над тобою и сыном моим любимым и единственным.
Облобызали мать с сыном друг друга, поплакали горько и расстались, обливаясь горючими слезами.
Юноша бежал в Фессалоникию, а оттуда на Святую Гору Афонскую, в Иверскую обитель, где и был пострижен в монахи и, проведя в монастыре Иверском жизнь преподобническую, с миром отошел ко Господу, Которого так желало и к Которому так стремилось сердце его монашеское. От него афонцы услыхали об иконе, пущенной в море. В течение двух веков неизвестно было, где скрывалась заветная святыня.
Сидели раз святые афонские старцы у врат Иверской обители и вели свои святые беседы о спасении души христианской. Внезапно на море явился столп огненный, как пламень великий, достигающий вершиной самого неба. И ужаснулись от того видения старцы, и вскочили с мест своих, в страхе взывая: "Господи, помилуй!".

Прикрепления: 2938190.jpg (204.3 Kb)


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:15 | Сообщение # 6
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
Услышала возгласы эти и остальная иверская братия и собралась вся вокруг своих старцев смотреть и удивляться невиданному и неслыханному явлению столпа огненного, исходящего из вод морских; но как ни думала, не могла братия открыть причины этого дивного чуда. Настала ночь, и огненный столп с моря стал сиять еще сильнее, ярче самого дневного солнца. И увидели этот свет чудесный все монахи со всей Горы Афонской. И стеклись к Иверону и из Лавры, и из Ватопеда, и из иных монастырей монахи и пустынники. И когда собралось все афонское монашествующее Христово воинство на берег морской, прилегающий к Иверону, то все увидели неподалеку от себя, в море, святую икону Богоматери. В радости великой стали они доставать святыню из волн морских, но не возмогли: только приблизятся к явленному чуду, а икона святая отступит от берега на глубину моря. Так и не возмогла братия афонская принять на свои руки икону Пречистой Богородицы.
Тогда повелел настоятель Иверского монастыря собраться всем в храм. И стала в храме молиться слезно бра-тия: да удостоит ее Господь принять к себе святую икону Его Матери в утешение и радость подвига своего монашеского. И услышано было Господом теплое моление подвижников иверских.
Был в то время в- Иверской обители монах родом из земли Иверской, именем Гавриил, нравом простейший, проводящий отшельническое житие и непрестанно наедине молящийся Богу. Ради безмолвия удалялся Гавриил на лето на самые высокие вершины Горы Афонской, а зимой, когда наступала там стужа и выпадал снег, он сходил с гор и затворялся в уединенной монастырской кел-лии. Носил Гавриил власяницу, пищей ему были дикие травы, а питием - вода. Простота его была блаженная, и был он истинно земной Ангел и небесный человек Гавриил этот, помолившись, уснул - и видит Пресвятую Богородицу в сиянии великой славы. И говорит ему Пречистая: "Иди в монастырь и возвести настоятелю, что Я хочу дать ему и братии Мою икону в покров Мой и помощь. Сойди на морской берег и иди с верою по водам, взяв Мою икону, да все уразумеют любовь и заботу Мою об обители вашей и да ведают, что Я Сама пришла на помощь вашу".
Сказала слово это Богородица и стала невидима, а Гавриил, муж Божественный, поспешно сошел с горы своей в обитель и возвестил настоятелю виденное. Настоятель же повелел собраться всем монахам в церковь; и, зажегши светильники, вышла из храма вся братия во главе с настоятелем, творя литию с пением псалмов Божественных, воссылая к небу дым кадильниц благовонный, и так достигли они морского берега, радуясь любви Богородицы. И пошел Гавриил по водам морским (о чудо великое!), и приблизилась к нему сама чудотворная икона, и принял ее в объятия свои Гавриил с радостью неописуемой, с пением и славословием Богу велегласными. И сам настоятель пошел навстречу Гавриилу, сойдя в море, а когда взошли оба со святою иконой на берег, то радости и веселию монашествующих и конца, казалось, не будет: три дня и три ночи продолжалось молитвенное пение и бдение, и без перерыва шла Божественная служба пред святой иконой в устроенной на берегу моря часовне. Затем перенесена была икона Владычицы в соборную церковь и поставлена в святом алтаре. И вновь пето было пред нею всенощное бдение.
По совершении бдения разошлись монахи афонские по своим монастырям, а наутро, в час утрени, вошел кан-диловжигатель (пономарь, он же ктитор и сторож церковный) в храм, чтобы приготовить все для совершения по чину церковному утренней службы, и не нашел иконы на своем месте - в алтаре храма. Стали искать, и после долгих поисков нашли ее сверх врат, на стене монастырской ограды. Дивились монахи, как и кем могла быть перенесена на это место святая икона, и перенесли ее опять на старое место, в алтарь храма, но оттуда она опять невидимою силою оказалась перенесенной на стену, над святыми вратами обители. Так повторялось много раз, и были монахи в недоумении великом, и не ведали, что и творить.
Тогда вновь явилась Владычица Гавриилу и сказала ему слово Свое: "Ступай в монастырь и скажи монахам, чтобы не искушали они Меня. Не для того явилась Я им, чтобы они Меня охраняли, а чтобы Мне Самой быть их хранительницей, и не только в нынешнем, но и в будущем веке. И еще скажи им: пока на горе этой монахи будут жить в страхе Божием и во благоговении и будут по силе своей трудиться для снискания добродетели, то пусть имеют дерзновение и надежду на милость Сына Моего и Владыки, ибо их Я у Него в Свой удел испросила, и Он дал Мне их. В знамение же этих слов Моих да будет им Моя икона: пока они будут зреть ее в своем монастыре, до тех пор не оскудеет им и милость, и благодать Сына Моего и Бога".
Богоносный же Гавриил, выслушавши такое слово Богоматери, вновь поспешил сойти с горы своей в обитель и возвестил о своем видении настоятелю, а тот собрал братию и поведал ей в безмерной радости слова Пречистой, сказанные Гавриилу.
И на вратах обители Иверской создан был храм во имя Пресвятой Богородицы - Портаитиссы, что значит "Вратарница".
Отсюда и зовется до наших дней Пречистая Богородица Иверская "Вратарницей", оттого и поет ей Святая Церковь Православная славу: "Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая!".



Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:17 | Сообщение # 7
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую



Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:18 | Сообщение # 8
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
Наместнический корпус



Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:21 | Сообщение # 9
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую

справа Надвратная церковь святителя Филиппа, метрополита Московского


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:23 | Сообщение # 10
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
Успенский собор



Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:25 | Сообщение # 11
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:26 | Сообщение # 12
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:30 | Сообщение # 13
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую



Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:31 | Сообщение # 14
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
Валдайское озеро



Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:33 | Сообщение # 15
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую

с совершенно прозрачной водой


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Среда, 15 Июля 2009, 15:36 | Сообщение # 16
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую

Все фотографии можно посмотреть в Галерее


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Четверг, 16 Июля 2009, 11:06 | Сообщение # 17
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
продолжение
В 1652 году возникло решение перевести в Успенский собор Кремля мощи трех московских святителей: первого русского патриарха Иова - из Старицы, патриарха Ермогена - из Чудова монастыря и митрополита Филиппа - из Соловецкого монастыря. Особое значение придавалось перевезению мощей св. Филиппа, за которое взялся митрополит Новгородский Никон. Филипп был убит по приказу Ивана Грозного в 1568 году, в период опричнины за обличение царских беззаконий и жестокостей. Это был первый серьезный конфликт самодержца с главой русской церкви и полное отрицание церковного авторитета. Теперь для показа духовного почтения царской власти к церковной необходимо было публичное изъявление сыновней любви царя к пострадавшему святителю. В специальной грамоте царь приносил покаяние за прадеда своего Ивана Васильевича, признавал его вину и выражал почтение к мученику-митрополиту. Никон отправился за мощами св. Филиппа с большой свитой. Он прочел царскую грамоту над гробом святителя в Соловецком монастыре и возвратился с мощами в Москву. Во время этого путешествия Никон имел очень важное видение: святитель Филипп одобрил и благословил его намерение о построении обители на Валдае.
В это же время, весной 1652 года, скончался патриарх Иосиф, и «ревнители благочестия» вместе с царем единодушно решили, что самым достойным кандидатом на патриарший престол является Никон. Вначале Никон отказался занять столь высокое место, ссылаясь на свое неразумие и неспособность к столь великому служению, но уже 25 июля 1652 года состоялось поставление его в Патриарха Московского и Всея Руси Собором архиереев во главе с митрополитом Казанским Корнилием.
Начав новые патриаршие дела, Никон не забыл о своем намерении строить монастырь на Валдайском озере. Уже летом 1653 года начались работы, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборная была освящена в честь Чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплая - во имя св. Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря был назначен архимандрит Дионисий. Особое положение обители отмечалось архимандричьим чином настоятеля и правом его отправлять богослужение «в митре с палицею, сулком, с репидами, на ковре и с осенением».
8 декабря 1653 года последовала царская грамота об укреплении за монастырем нескольких рядков и Борови-чского Яковлевского монастыря с угодьями. В мае 1654 года новой грамотой Алексея Михайловича за обителью закреплялись не только Валдайское озеро с островами и окрестными местами, но и многие другие купленные патриархом вотчины, а также Старорусские соляные варницы, три монастыря с угодьями в Деревской пятине: Короц-кий Покровский, Лисий Рождества Пресвятой Богородицы и Святодухов Боровичский. За Иверским монастырем также закреплялись села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей трудно найти обитель, которая сразу была бы так обогащена угодьями и возведена в столь высокую степень. Уже к январю 1654 года были выстроены, кроме деревянных церквей, деревянные же братские кельи и другие службы.
Для прославления обители и привлечения к ней богомольцев Никон распорядился перенести туда святые мощи Иакова Боровичского. Первое явление святого Иакова в селении Боровичи было необъяснимым и таинственным и безмерно поразило свидетелей этого чуда. В 1541 году (по другим источникам в 1540 году) «в веси Боровичах на реке Мете в пороге на светлой неделе во вторник явился гроб обгорелый, а в нем тело нетленно суть мертвого. И ту живущим люди тот гроб трижды отво-зиша вниз по реке Мете, за поприще и больше. Он же против быстрин речных являшеся на том месте в пороге». Так написано в Новгородской летописи. Имя его открылось во сне нескольким старейшинам селения. Святой назвал себя Иаковом, соименником брата Божия. Слух об этом быстро распространился. «И поняли тогда жители боро-вичские свое неразумное отношение к явленным им через приплытие мощей отрока Божия». На месте прип-лытия колоды была построена деревянная часовня. Вскоре здесь открылся целебный источник (в XIX веке был построен каменный храм в честь Умиления Божией Матери, сохранившийся до настоящего времени).
Вскоре после явления мощей святого Иакова они были освидетельствованы игуменом Рождественского новгородского монастыря Константином и священником Софийского собора Иоанном с клиром, после чего в 1545 году торжественно перенесены во вновь устроенную деревянную церковь Святодуховского монастыря, располагавшегося поблизости от часовни. За время от явления мощей Иакова Праведного до открытия их в 1545 году сохранились краткие сведения о шести чудесных исцелениях, а в последующий век, к моменту перенесения их на Валдай, известны еще шесть исцелений. 24 февраля 1654 года в главном соборе Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей из ветхой деревянной раки в серебряную, сделанную по заказу патриарха Никона. Тогда же в обитель были привезены ковчеги с частицами мощей святителей московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. Описывая это духовное торжество в своей книге «Рай мысленный», Никон восклицал: «И звон велик сотворих, яко дванадеся-ти колоколам. Великому же колоколу яко стуосмидеся-тим пудом; прочий же един единого менше». В Святоду-ховском монастыре в Боровичах остался ковчег с частицами мощей святого Иакова, который впоследствии был передан сначала в Успенский собор, а затем, после его закрытия в 1961 году - в приходскую церковь вмц. Параскевы Пятницы.
Предание связывает с Никоном и появление нового названия Валдайского озера - Святое: собранные для монастырского строительства рабочие утверждали, что в озере обитают нечистые духи, которые показываются в виде разных чудовищ. Патриарх, желая искоренить подобное мнение, вышел со всем причтом на озеро, отслужил молебен и погрузил на дно его Евангелие с животворящим крестом, назвав озеро Святым. В письме к царю Алексею Михайловичу Никон описывает и знамение над монастырем: «Столп огнен явися от земли до небеси, и от того огненного столпа окрест свет блиста велик зело; версты по три и по пяти и по десяти и по двадцати и более, яко во дне святитеся всему».
Избрав место для постройки каменного соборного храма, Никон освятил его молитвою. По свидетельству его самого, в обители тогда было «пять пятерин братии со единым и трудников равное число». Из Москвы Никон прислал в Иверскую обитель свою уставную грамоту, которую приказал «принять честно» и «делать по ней все монастырское строение и чин непременно», но, к сожалению, грамота эта не сохранилась. При втором посещении Иверской обители в 1655 году патриарх снабдил ее средствами для строительства и мастерами. 14 мая 1655 года началось строительство каменного соборного храма, а строителем был «каменных дел подмастерь Авер-кий Мокеев, помощником плотничий мастер Иван Бело-зер, а приставом при постройке был боярский сын Артемий Токмачев». Через год строительство завершилось.
В 1655 году в монастырь был направлен новый настоятель - Дионисий II, наместник Кутеинского монастыря в Орше, вместе с братией и имуществом, ввиду закрытия монастыря. Иноки привезли с собой и типографию, уже известную изданием ряда книг. Как любитель духовного просвещения, Никон, еще будучи Новгородским митрополитом, в 1650 году пытался завести в Хутынском монастыре типографию, но за недостатком мастеров-печатников дело наладить не удалось. Типография Иверского монастыря начала работу в 1657 году и за 8 лет существования в ней были напечатаны:
- два Часословца,
- «Рай мысленный» - сочинение инока Стефана Свято-горца с приложением, сочиненным Никоном, куда входило «Сказание о строении Иверской обители на святе озере и о явлении и перенесении мощей св. Иакова Боро-вичского»,
- «Брашно духовное»,
- жалованная грамота царя Алексея Михайловича на вотчины и привилегии Иверскому монастырю.


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Четверг, 16 Июля 2009, 11:15 | Сообщение # 18
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
С 1665 года по повелению Никона типография была переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, но там уже бездействовала.
Никон много слышал о строгом подвижничестве иноков Святой горы Афонской и о чудесах, источаемых иконой Божией Матери Иверской. Он решил строить новую обитель на Валдае по плану Иверского монастыря на Афоне, основанного на рубеже X-XI веков благочестивым грузинским полководцем Торникием. По преданию Православной Церкви Афонская гора была просвящена Евангельской проповедью самой Пресвятой Богородицы вскоре по Вознесении Господнем. Однажды на море в огненном столпе появилась у Святой горы заветная Святыня - Чудотворная икона Божией Матери, писанная, по преданию, самим Апостолом и Евангелистом Лукою. Она стала достоянием Иверской обители, получив наименование Иверской иконы Божией Матери Портаитиссы - вратарницы - по тому месту над вратами обители, которое сама Владычица избрала для пребывания ее иконы.
Считается, что икона, привезенная на Валдай, была выполнена в 1656 году русскими иконописцами, отправленными патриархом на Афон. Но также существует и другое предание, согласно которому Никон, пользуясь пребыванием в Москве Иверского архимандрита Пахомия, просил снять с Чудотворной иконы Богоматери Иверской точную копию и прислать ее в Москву вместе с планом Иверской обители. Икона была доставлена в 1648 году с письмом от всего Афонского Иверского братства, в котором говорилось: «Собрав всю братию 365 братов, и сотворили есьма великое молебное пение, с вечера и до света, и святили есьма воду со святыми мощами, и святою водою обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаицкую, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали от кипарисова дерева. И опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили святую и Божественную литургию с великим дерзновением. И после литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу, отцу, господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написать святую икону». Далее указывалось, что иконописец «токмо в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия, по дважды в неделю совершали Всенощные и Литургии. И та икона новонаписанная не разнится ни чем от ней ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая аки старая». Икону везли священноинок Кор-нилий и монах Никифор. При переправе через Дунай на границе афонские старцы были задержаны требованием большой пошлины. Они не имели денег и уже хотели вернуться обратно, но во сне явилась им Богоматерь и сказала, чтобы они не скорбели: выкуп будет. В ту же ночь явилась она богатому греку и просила помочь. Грек привез деньги, и икона двинулась дальше. В Москве ее торжественно встретили Государь Алексей Михайлович со всеми церковными иерархами и народом. В Валдайский Иверский монастырь икона была привезена патриархом Никоном уже в 1656 году на освящение нового каменного собора. Копия чудотворной иконы осталась в столице, и для нее рядом с Красной площадью была построена часовня.
На освящение нового соборного храма собрались: Новгородский митрополит Макарий, Крутицкий митрополит Питирим, Тверской архиепископ Лаврентий и прочее многочисленное духовенство. На средства патриарха к этому торжественному акту был вылит колокол мастером Александром Григорьевым. Колокол весил тысячи пудов, и на нем было помещено изображение Никона. Тогда же началось и возведение другого каменного храма - Богоявления Господня с трапезой и другими службами, келий (Никоновских) и монастырской ограды с башенками по углам. «На небесах Рай, а на земле Валдай», - именно так, по преданию, говорил о своем любимом монастыре патриарх Никон.
Внутреннее чиноположение Иверской обители во время патриаршества Никона было основано на правилах древнего иноческого общежития: монастырь имел все те гражданские права, какими в старину пользовались только знатные российские обители, находившиеся под особым покровительством архипастырей:
1) Монастырские крестьяне и другие подведомственные монастырю лица изъяты были от суда поместных приказов и земских начальников, но судились только в приказе Большого Дворца - высшем присутственном месте.
2) Только туда вносились монастырем все возлагаемые на крестьян государственные повинности.
3) Настоятель был полновластным судьей крестьян своих во всех делах, кроме убийства, разбоя, татьбы.
4) Все строения монастырские в городах и селах освобождались от казенного постоя и подвод.
5) Запрещалось выезжать в монастырские вотчины виноторговцам.
6) Местные гражданские чиновники не имели дозволения въезжать в вотчины монастыря для каких-либо дел.
7) При покупке и продаже вещей монастырь освобождался от любых пошлин.
Еще к празднику Рождества Христова 1657 года патриарх Никон звал к себе в Иверский монастырь царя и делал соответствующие приготовления, но посещения не последовало. В 1658 году по свидетельству современников «нача быти безсоветие между царем и патриархом». Начатая Никоном церковная реформа вызвала откровенное неприятие среди многих представителей духовенства и даже бывших единомышленников и друзей Никона - «ревнителей благочестия». 6 июля 1658 года в Москве принимали грузинского царевича Теймураза. На подобных приемах присутствие патриарха Московского считалось обязательным, но Никона не пригласили. Это было неслыханным оскорблением, первым знамением того, что царская власть дошла до такого состояния, когда в государственных делах может обойтись и без Церкви. При торжественном въезде в Кремль царевича был оскорблен патриарший боярин князь Мещерский. На жалобу Никона царь ответил, что разберется потом. Царь не присутствовал на богослужениях в Успенском соборе в праздник Казанской иконы Божией Матери и Ризы Господней. Любовь и согласие между царем и патриархом рухнули. Никон не мог при таком обороте продолжать патриаршее служение и решил немедленно уйти от управления церковными делами. 10 июля 1658 года после литургии в Успенском соборе Кремля патриарх написал письмо царю и обратился к народу со своим словом. В храме началось смятение. Никон снял патриаршее облачение, оделся в черную архиерейскую мантию, черный клобук, взял простой посох и покинул собор. Его пытались остановить, даже заперли двери, но это не помогло. Никон два дня находился на подворье своего Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, ожидая ответа от царя, а затем уехал в Новоиерусалимский монастырь. Тогда же он последний раз приехал и в свою любимую обитель на Валдае, прожив в ней около трех месяцев.
После почти десятилетнего добровольного изгнания Никон был осужден Большим Церковным Собором в 1666 году. Против Никона сложилась сильная боярско-к-няжеская группировка в окружении царя, которая настраивала Алексея Михайловича против патриарха. Сторонники патриарха не решились на открытое выступление в его защиту. Главным обвинением, предъявленным Никону на Соборе, был «самовольный уход патриарха отправления». Низвержение Никона было совершено в небольшой церкви Чудова монастыря - подальше от множества народа, который проявлял сильное волнение во все дни суда и особенно - в день объявления приговора. Никон был отправлен вглубь белозерских лесов, в глухой и далекий Ферапонтов монастырь, а затем для более строгого контроля переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Только перед смертью царь Федор Алексеевич разрешил Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. По завещанию его похоронили в Предтеченской церкви под Голгофой. В 1682 году было восстановлено патриаршее достоинство Никона, и он причислялся к лику первопрестольных святейших московских патриархов.
Во время опалы Никона все его монастыри: Валдайский Иверский, Онежский Крестный и Новоиерусалимский Воскресенский были закрыты. Они признавались неправильными, созданными «не по уставам Святых Отцов». Монастырские вотчины перешли в казну, а братия разместилась в других обителях. Но уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и Иверской обители вернули все привилегии и земли.


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Четверг, 16 Июля 2009, 11:25 | Сообщение # 19
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
СУДЬБА ИВЕРСКОЙ ОБИТЕЛИ В XVIII-XX ВЕКАХ

Следующий век существования Иверского монастыря ознаменовался разными событиями, из которых самым тяжелым был пожар 1704 года. Тогда же сгорело множество рукописей, книг, грамот. Икона Иверской Божией Матери и мощи преподобного Иакова Боровичского были вынесены в церковь св. Архистратига Михаила и находились там до полного восстановления собора в 1710 году. Собор был заново освящен во имя Успения Божией Матери.
Посвящение собора Богоматери и хранение в нем Чудотворной иконы изначально определили тематику настенных росписей храма. Наряду с традиционными сюжетами из Ветхого и Нового Завета мы обнаруживаем на них многочисленные изображения из жития Святой Девы и агиографических сочинений, в которых повествуется о безграничной милости Богоматери к христианским подвижникам и чудодейственной силе ее икон. Важное место в росписи занимают сцены из истории Валдайского монастыря и его прообраза - Иверского монастыря на Афоне: например, взятие Афонской горы под особое покровительство Богоматери, явление иконы «Богоматерь Иверская», встреча в Валдайском монастыре списка с чудотворного образа. На столбах помещены многочисленные изображения преподобных и святителей - византийских, балканских, русских.
Древняя живопись собора практически не сохранилась. Она была сбита во время ремонтных работ XVIII-XIX веков. Выполняли первоначальную роспись в 1688-89 годах монастырские живописцы Матвей Карпов «с товарищи». Но уже через 15 лет в «великом непомерном пожаре» 11 мая 1704 года она пострадала и была поновлена тем же мастером, еще жившим в монастыре. В середине XVIII века собор был заново расписан. Значительная часть этой росписи оказалась также утраченной во время ремонтных работ в ЗО-е годы XIX века, и новая масляная живопись была выполнена осташковскими мастерами Иваном и Андреем Митиными. За вторую половину XIX века производилось еще два больших ремонта храма с поновлением живописи. Более двух столетий находился в соборе и великолепный шестиярусный резной барочный иконостас с иконами Матвея Карпова и Василия Потапова.
С 1712 по 1730 год Иверский монастырь со всем имуществом и вотчинами был приписан к строившейся тогда Троицкой Александро-Невской Лавре. Получив снова самостоятельность, монастырь потерял часть церковного имущества, оставшегося в лаврской ризнице: четыре золотых напрестольных креста, священнослужительс-кие облачения с жемчужными оплечьями и митры, украшенные алмазами и крупным жемчугом. В Лавре также остались два больших колокола и множество хозяйственных вещей.
При составлении штатов в 1764 году Валдайский Иверский монастырь был включен в первый класс, а по Новгородской епархии поставлен на второе место. За ним оставалось 7113 душ крестьян и 4275 десятин пахотной земли.
У монастыря были свои подворья в Москве и Новгороде и пять приписных монастырей.
Описи XVIII-XIX веков дают полное представление о внутреннем и внешнем виде обители и ее постройках. Внутри монастыря находились:
1) соборная во имя Успения Богородицы церковь «о 5 главах», вокруг которой была просторная галерея «с двумя палатками в виде часовен», где размещались монастырская ризница, библиотека, хранились церковные вещи;
2) теплый каменный собор Богоявления Господня с папертью и трапезной, «а в паперти придел преподобного Нила Столобенского»;
3) на южной стороне монастыря большой трехэтажный корпус - внизу погреба и кладовые; вверху настоятельские и братские кельи;
4) каменная трехъярусная колокольня с 13 колоколами, перестроенная в середине XIX века;
5) слева от нее - двухэтажный каменный флигель братских келий;
6) в западной части монастыря - двухэтажный братский корпус на погребах, называемый Никоновским;
7) архангельские ворота с каменной церковью архистратига Михаила;
8) двухэтажный каменный корпус гостиных келий, примыкавший к Патриаршей башне;
9) святые ворота с надвратной церковью св. Филиппа митрополита Московского;
10) в северо-восточном углу - церковь св. Иакова Боро-вичского, каменная с двухэтажным корпусом больничных келий.
А также: конюшенные кельи, сараи, баня. Монастырь окружала каменная ограда с шестью башнями, самая большая из которых именовалась Патриаршей - по преданию, именно в ней размещалась монастырская типография.


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
LNДата: Четверг, 16 Июля 2009, 11:32 | Сообщение # 20
Колдую над форумом
Группа: Администраторы
Сообщений: 5902
Москва
Статус: Отсутствую
К началу XX века монастырь имел две часовни - каменную в г. Валдае и деревянную - в 3-х верстах от монастыря по дороге к г. Валдаю, у бывшего парома. При монастыре имелась школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, проживавших круглый год в монастыре. Они получали от монастыря помещение с отоплением и освещением, прислугу, чай, сахар, готовую одежду, обувь, обед и ужин из бывшей монастырской трапезы. По отчету 1918 года в Валдайском Иверском монастыре проживало около 70 человек монашествующих, послушников, трудников. Монастырь существовал исключительно на собственные доходы от небольшого хлебопашества, рыбной ловли, продажи овощей, скота, молочных продуктов и на доходы от крестных ходов с Иверской Чудотворной иконой.
Монастырь отличался и высокими примерами духовной жизни братии. Известен молчальник Валдайского монастыря Пахомий, пришедший в обитель в середине XIX века. Он нес с радостью самые тяжелые послушания и скончался коленопреклоненным в молитве в своей келье, как Серафим Саровский. Особую известность приобрел настоятель монастыря архимандрит Лаврентий. Он был настоящим Валдайским подвижником. Своей духовностью, добротой и кротким нравом он снискал всеобщее уважение. К нему приходили за помощью многие жители Валдая и окрестностей, для которых он был истинным духовным наставником.
В 1858 году попечительством архимандрита Лаврентия была сделана новая рака для святых мощей Иакова Боровичского. На Чудотворную икону Иверской Богоматери сделали новую золотую ризу, украшенную драгоценными камнями. В 1861 году был позолочен иконостас Успенского собора. При Лаврентии были отремонтированы все монастырские храмы и жилые постройки, приобретено много ценной утвари для монастырской ризницы. Он же организовал «странноприимный дом» для паломников и странников. Обитель кормила тысячи людей. Особенно много гостей бывало в дни празднования Иверской иконы Божией Матери. Настоятель принимал всех, устраивал на ночлег, следил, чтобы все были сыты и довольны.
Празднование Иверской иконы Божией Матери совершалось в монастыре во вторник светлой седмицы, как и на Афонской горе. В настоятельство отца Лаврентия были установлены крестные ходы с чудотворной иконой в города: Валдай, Демянск, Боровичи и по уездам Новгородской и соседних губерний.
В 1848 году была страшная эпидемия холеры. Она прекратилась после того, как с крестным ходом икону Иверской Богоматери обнесли вокруг г. Валдая. В память об этом событии в 1849 году определением Св. Синода был утвержден ежегодный крестный ход из Иверского монастыря вокруг г. Валдая и совершение молебнов с 28 июля по 6 августа (по ст. стилю). Крестные ходы совершались и в престольные праздники Успения Божией Матери, Богоявления Господня, 23 октября (по ст. стилю) в память св. Иакова Боровичского. В крестных ходах принимали участие жители окрестных городов и сел.
Духовная жизнь монастыря продолжалась до последних дней его послереволюционного бытия. Внутренний монастырский уклад был прежним и отличался строгостью устава. В Иверскую обитель приходили монахи из других монастырей, но не все выдерживали монастырские послушания. В начале XX века в Иверской обители часто бывал и знаменитый церковный писатель С. А. Нилус, где у него были друзья по духу и молитвенники среди насельников.


Дорогу осилит идущий. Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.
Людмила. Моя страница на форуме
 
Форум о Меконгских бобтейлах и Ко » ... С кошкой по городам и странам. Репортажи. Отзывы. Справочники » - Великий Новгород » Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий монастырь
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
Сегодня нас посетили:  


Copyright MyCorp © 2024      Создать бесплатный сайт с uCoz